О появлении на российском рынке иранских автопроизводителей ходит много разговоров и слухов, но достоверная информация появилась только сейчас. Российская компания Best Motors, подписавшая дистрибьюторское соглашение с иранцами, сообщила о скором старте продаж автомобилей SAIPA. Интересно, что в феврале о том же заявила и белорусская компания Lucky Carensi, готовая поставлять автомобили не только на внутренний рынок, но и в Россию. Компания Best Motors не имеет к этому проекту никакого отношения и работает самостоятельно: переговоры с иранской стороной начались в мае прошлого года.
САЙПА Саина
SAIPA является вторым по величине производителем автомобилей в Иране. Основой производственной программы являются компактные, простые и дешевые автомобили. Российский импортер планирует начать продажи трех моделей. Седан SAIPA Saina (длина 4215 мм) и кросс-комби SAIPA Quick (4005 мм) возглавляют техническую родословную малолитражки Kia Pride в восьмидесятых годах. По габаритам и оснащению это примерные аналоги Лады Гранты.
Третья модель – седан SAIPA Shahin длиной 4460 мм, выполненный на платформе хэтчбека Toyota Yaris предыдущего поколения XP90 (образца 2005 года). Это конкурент Lada Vesta, и прошлым летом Шахин был показан на выставке в Москве. Все три автомобиля будут иметь двойные подушки безопасности и ABS в стандартной комплектации, а вариатор будет среди опций. При этом никакой специальной адаптации машин для России не предусмотрено. Указан примерный диапазон цен на три упомянутые модели: от 1 млн рублей за седан Saina до 1,7 млн рублей за Shahin с вариатором.
Сайпа Шахин
Первая партия из тысячи автомобилей уже оплачена дистрибьютором и вскоре отправится из Ирана в Россию. Более того, эти автомобили будут легализованы по упрощенной схеме: им будет выдано заключение об оценке типа транспортного средства в соответствии с Постановлением №855. То есть на данном этапе автомобили SAIPA не будут проходить необходимые ходовые испытания и разбиваться тесты — это делается для скорейшего старта продаж: старт планируется на конец мая или начало июня. Параллельно будет запущена полноценная сертификация, результатом которой должна стать выдача одобрения типа транспортного средства, но обычно на это уходит не менее полугода.
Сайпа Шахин
К концу 2023 года в России также должны появиться кросс-комби SAIPA Atlas (модернизированный Quick) и SAIPA Aria (на базе седана Shahin). Далее дистрибьютор рассчитывает привезти нам коммерческие модели: это небольшой пикап SAIPA 151 (вариант Kia Pride), а также рамные пикапы от дочерней компании Zamyad.
САИПА Атлас
В течение первого полного года импортер рассчитывает продать в России не менее десяти тысяч автомобилей, контракт с иранцами подписан на три года. SAIPA предоставляет гарантию на автомобили всего два года или 80 тысяч километров пробега, российский дистрибьютор ведет переговоры об увеличении срока до трех лет или 100 тысяч километров. Что касается дилерской сети, то первый салон будет открыт в течение месяца в Санкт-Петербурге. В течение года дистрибьютор планирует организовать 120 дилерских центров в европейской части России, позднее произойдет экспансия на восток.
САЙПА Ария
Пока речь идет только о прямых поставках автомобилей из Ирана: рассматриваются различные логистические маршруты, но в приоритете доставка автовозами через Азербайджан. Переговоры о местном производстве уже ведутся: на кону один из остановленных автозаводов в Петербурге (скорее всего, бывший Nissan). Но организация сборки может быть обработана только тогда, когда продажи увеличатся.