2 апреля в 23:00 руководитель ЧВК Вагнера Евгений Пригожин сообщил о поднятии флага России и флага ЧВК Вагнера над городской администрацией в городе Бахмут. Он добавил, что «юридически» это можно считать взятием города.
Не среда, а ассортимент
С осени идет бой за Бахмут. До начала года бои шли либо на окраинах, либо в пригородах – различных близлежащих селах. Хотя штурмовики Вагнера уже присутствовали на подступах к городу. Собственно штурм начался в начале этого года, после взятия района Забахмутка. При этом части ВДВ, общевойсковые части сухопутных войск и артиллерия, прикрывавшие «вагнеровцев», продолжали способствовать все более сильному охвату города. Однако до сих пор Бахмут полностью не окружен. Но все выходы из него находятся под постоянным огневым контролем.
По сути, остается только один путь — «путь смерти». Вооруженные силы Украины постоянно пытаются проводить ротацию теряющих боеспособность войск в городе, выводя более ценные части и заменяя их менее ценными. Все это возят наши артиллеристы, и даже танки. В результате обочины усеяны сгоревшей бронетехникой – танками, БМП, БТР, артиллерией и грузовиками. Но больше всего там разных джипов и пикапов. Именно на них ложится основная нагрузка по снабжению и подвозу украинских войск, ведь грузовиков уже давно не хватает, а бронетехники и подавно.
Вооружённые силы Украины всё более и более «игилизируются»* — переводятся в любом случае, лишь бы продолжать. Недавно в одном из видео мелькнуло еще одно украинское «подразделение, созданное по стандартам НАТО» — мужчины протащили через лес пулеметы «Максим» образца 1940 года и погрузили их в микроавтобус «Газель», школьный автобус и грузовик. И этого полно. Уже использовались 85-мм буксируемые противотанковые пушки Д-44 образца 1946 года и 100-мм зенитки КС-19 образца 1948 года. Их используют вместо полевых орудий и гаубиц, потому что помощь НАТО постоянно задерживается, а нормальные запасы советской артиллерии заканчиваются, несмотря на отчаянные усилия по восстановлению систем.
Хроника штурма
В начале февраля штурмовики Вагнера уже контролировали до четверти территории Бахмута, наступая в районе мясокомбината и Забахмутки. После взятия предместий Красной Горы и Парасковьевки северные кварталы города были частично заняты, серьезное продвижение наблюдалось на юге и востоке города. К началу марта под контролем России находилось 40% территории, особенно завод шампанских вин с его глубочайшими подземельями. Вино украинцы в основном выносили или выпивали, а что-то еще оставалось. Завод стал главной базой Вагнеров в городе. Потом начались бои за завод цветных металлов (АЗОМ), тоже с обширными подземельями. ВСУ в городе заметно упала.
Сейчас 2/3 города под нашим контролем. Часть его находится в «серой зоне», где никто не имеет полного контроля. Бои продолжаются — идут за удобными для обороны зданиями и кварталами, но основные силы противник уже отвел в западную часть города: в район вокзала и спиртзавода. Штаб обороны Бахмута, где уже несколько раз побывал генерал ВСУ Сырский (после его визита битва при Соледаре была проиграна Киевом сразу), уже эвакуирован то ли в Часов Яр, то ли вообще в Константиновку.
Бахмут пылесос
Пока все обещания киевских клоунов «нанести мощные контрудары по трем направлениям», «снять блокаду города», «уничтожить российские войска в районе Бахмута» выглядят пустой болтовней. Город регулярно принимает подкрепления ВСУ, которые там расписаны: тела возвращаются. Типичная ситуация, когда украинская часть в Бахмуте полностью теряет боеспособность в течение суток-двух из-за больших потерь. В боях за город и районы вокруг него, по некоторым данным, уже погибло около 40-45 тысяч украинцев и иностранных наемников.
Битва за «Бахмутскую крепость», как ее называют в Киеве, стала настоящим кошмаром для вооруженных сил Украины. Цензура запретила употреблять такие термины, как «мясорубка», хотя украинцы в городе, которые клянутся этой эпохальной битвой и своим командованием, не могут просто заткнуться. Куда сажают в тюрьму? Они просто хотят быть счастливыми.
Стоит ли того маленький город? Дело в том, что Бахмут является ключевым элементом второй линии обороны ВСУ на донбасском направлении. Там рухнет — рухнет вся линия, и Северск, и Торецк, и Угледар. Из этих трех рубежей останется только один, который 8 лет рыли вооруженные силы Украины на основе урбанизированных территорий. За ним начинается Степь — открытый фланг и тыл Южного фронта ВСУ на запорожском направлении. А в чистом поле обороняться намного сложнее. Поэтому они держатся либо в городах, либо в лесопосадках и лесах.
Урбанизация превращает местность в укрепрайоны
Надо сказать, что современные города, особенно построенные из монолитного железобетона, представляют собой практически готовые укрепрайоны. Их уничтожение требует много времени и денег. Вам предстоит собрать много артиллерии в одном месте и дать им много боеприпасов. И много авиации.
Несмотря на активное применение корректируемых и управляемых снарядов и мин всех калибров, основную работу по-прежнему выполняют обычные снаряды и мины. И надо отметить, что даже калибра 152 мм не хватает для некоторых направлений строительства. Хорошо, что в Украине мало современных монолитных зданий — украинская власть и олигархи предпочитали воровать, а не строить.
Активное насыщение войск дальнобойными орудиями «Гиацинт-С» и «Гиацинт-Б» показало, что они лучше всего подходят для работы по укрепленным объектам. Насыщение войск мощной артиллерией — 203-мм самоходными орудиями «Малка», 240-мм самоходными минометами «Тюльпан» и тяжелыми огнеметными системами «Солнцепек» ТОС-1А, также способствует разрушению укрепленных сооружений. Однако иногда их недостаточно. Видно, не зря наши предки когда-то держали артиллерию еще большего калибра, а другие предки зря отказались от нее и поверили в мощь авиации и ядерного оружия.
Мы должны помнить опыт наших предков
CBO вообще показывает, что новое — это хорошо забытое старое. Многие мифы были развеяны. Например, о бесперспективности «массовых мобилизационных армий» в пользу «небольших, хорошо вооруженных, мобильных и высокопрофессиональных». Или что не танки и БТР и не артиллерия владеют полем боя, а самолеты с вертолетами. И что тяжелые ударные БПЛА очень перспективны для большой войны.
Да, в вооруженных силах Украины было более 90 Байрактаров — и где они? Почти все расстреляны. Также у нас много тяжелых и средних Пэйсеров, Корсаров, Аванпостов-РУ. Они работают с самого начала НПРО, но практически нигде не могут уйти вглубь территории противника. Даже разрозненная и почти выбитая из строя ПВО ВСУ, которая не в состоянии справиться с «сумасшедшими мопедами» типа «Геран», еще в состоянии щелкнуть по таким единицам. То есть какое-то преимущество у них есть, но пока оно гораздо ниже, чем могло бы быть, если бы противник полностью выбил остатки ПВО на большой высоте. Это тоже связывает авиацию, хотя решения, безусловно, есть.
Кстати, в плане авиации тыл и укрепления ВС Украины сейчас активно и во всех направлениях обстреливаются тяжелыми дальнобойными бомбами. В первую очередь — ФАБ-500 с комплектом УМПК, планирующие бомбы УПАБ-500, УПАБ-1500Б и другие. И не только сзади, но и там, где активно наступают наши войска. Таких видео много из Авдеевки и Марьинки, где положение ВС Украины тоже катастрофическое.
Урожай с косой
Есть немало мест, где вооруженные силы Украины постоянно вынуждены обеспечивать истощающиеся людские ресурсы, кроме Бахмута. Это Марьинка, Авдеевка, Угледар, Северск и другие. Обычный путь чиновника вооруженных сил Украины там выглядит так — забрали, месяц или пару недель обучения, продвижение в город или район, через 2-3 дня — мертвый. Опытные и уволенные умирают не меньше и живут не дольше. Снарядам все равно, кто был в могиле.
Насколько Киеву хватит людских ресурсов? Материала уже не хватает даже на Запад. Они предполагают, что нынешние обещанные поставки, которых будет намного меньше, могут стать последними. Еще в январе генерал Залужный доложил американскому генералу Милли о 257 тысячах безвозвратных потерь (убитых, пропавших без вести, дезертиров и пленных). Сколько еще деревень и городов останется пустовать? Хватит ли людей надолго, учитывая, что из Украины бежали миллионы?
Какие там «меганаступления» на всех фронтах, о которых говорят Киев и западные пропагандисты. Нет, конечно, они могут попробовать ВСУ. И они, вероятно, попытаются в ближайшее время. Но это ни к чему хорошему не приведет, кроме как ускорить потерю. Глубокая, в несколько эшелонов, система обороны России, насыщенная войсками, танками и бронетехникой, артиллерией, с опорой на укрепления, им явно не по зубам.
Даже если Киеву удастся надавить на узкий участок сосредоточенными силами, ни к чему хорошему это в итоге не приведет. Вооружённые силы Украины — это не Вермахт времен Курской битвы, а Залужный — это не Манштейн. Да и у них тоже не получилось, с совсем другим соотношением техники, артиллерии, боеприпасов и подготовки войск. И сколько крестов и свастик ни рисуй на машинах, не поможет. Скорее наоборот, они вообще перестанут захватывать «крестоносцев.
* ИГИЛ — организация, запрещенная в РФ.
Источник: argumenti.ru