Сегодня в России уже 6,5 млн самозанятых, а к концу 2023 года их число может достичь, по разным оценкам, 8–10 млн человек. Хотя в 2019 году, когда в стране зародилась новая форма трудовых отношений, оценки были в основном скептическими: мол, государство хочет вывести из тени всех «подпольщиков» и обложить их налогом по полной. Пока опасения не оправдались: самозанятые платят 4-6% от своего дохода, банки охотнее выдают им кредиты, а крупные компании предпочитают штатных сотрудников.
И тайна будет раскрыта
Как рассказали АН, в середине 2010-х Высшая школа экономики насчитывала 17-18 миллионов неуплат налогов, а Росстат говорил о 15 миллионах. Вице-премьер Ольга Голодец отметила, что в правительстве не понимают, где и сколько трудоустроены 38 миллионов трудоспособных россиян. Это больше, чем жители Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Чехии, Словакии и Болгарии вместе взятые.
Вдоль федеральных железных и автомобильных дорог целые поселки заняты обслуживанием пассажирских перевозок. Например, поезд Москва-Адлер имеет в пути два десятка остановок на небольших станциях. И сразу, кажется, все местное население сбегается к нему с пирожками, водкой, мясом в горшочках. Вряд ли они зарегистрированы в налоговой. Сотни программистов, фотографов, бухгалтеров и журналистов держат рабочие тетради дома в городах. Но больше всего «нелегалов» обосновались в гаражах: в одном ящике собирается мебель, во втором производится покраска, в третьем делаются стеклопакеты. Люди боялись: «Выйти из тени? Регистр? Да пятнадцать комиссионных сразу потекут ко мне».
Когда замглавы Минтруда Татьяна Блинова призналась, что в 2015 году число безработных россиян росло на 20 тысяч человек в неделю, на рынок труда влилось почему-то в 4-5 раз меньше. Понятно, что доставать деньги из тумбочки они долго не смогут. Государство очень хотело сделать их налогоплательщиками, но первые шаги были явно неуклюжими.
Еще в 2013 году Минфин и Минэкономразвития предлагали ввести патенты для самозанятых и брать с них сначала немного — по тысяче рублей в месяц. Но люди не решались показать палец, резонно опасаясь, что потом отрежут всю руку. В 2017 году правительство поступило хитрее, определив три категории самозанятых — супервайзеры, помощники по дому и няни. Их объявили безналоговыми на два года и предложили добровольно зарегистрироваться в налоговых органах. Но по всей стране только 2500 человек последовали совету. И весьма вероятно, что среди этих «осведомленных» значительную часть составляют как раз «индивидуальные предприниматели», которые сегодня должны платить по 50 тысяч рублей в год в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, хотя у них вообще нет оборота. А «нелегалы» остались глухими.
Осенью 2018 года Дума уже обсуждала новый законопроект. Жители четырех пилотных регионов должны зарегистрироваться в ФНС с помощью мобильного приложения и платить 4% с каждой сделки с физическим лицом и 6%, если у партнера есть юридическое лицо. Власти тоже показали свое лицо: хотя в законе определены те же три категории самозанятых (учителя, домработницы и няни), санкции за неповиновение уже предусмотрены: те, кто не отчитался о доходах в налоговую в первый раз за раз отнимут 20%, а за второй раз — все 100. А злостных ловкачей предлагалось упаковать по статье 171 УК РФ (противоправная деятельность).
Похоже, ФНС готова поверить самозанятому на слово – он заработал 10 тысяч или 50 тысяч. Но менталитет налоговых органов, особенно в провинции, таков, что они даже в среднем предпринимателе видят крепостного, ежесекундно пытающегося надуть царскую казну. Ему могут заблокировать аккаунты, если у него просто глаза бегают. Или, наоборот, не бегут, хотя должны бы. А самозанятость, по сравнению со средним предпринимателем, и вовсе ошибка. Можно ли уважительно относиться к постельным клопам, если у каждого из них есть учетная карточка?
В законопроекте был нюанс, отдающий крепостным правом: в течение года нельзя менять регион прописки более одного раза. Кроме того, согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, 89% людей, работающих нянями и репетиторами, имеют постоянную или временную работу, с которой работодатель уже платит налоги и страховые взносы. Какова вероятность того, что такие люди пойдут регистрироваться как самозанятые? Они предпочли бы продолжать жить по-старому. И если власти развяжут на них настоящую охоту, они просто уволятся с подработок и будут смотреть фильмы на диване. Хотя в конце 2010-х в России каждый шестой гражданин официально жил за чертой бедности.
Развлекательные отношения
Как ни странно, во время пандемии коронавируса государство стало более адекватным. Вероятно, местные чиновники правильно восприняли сообщение Москвы: сейчас самое главное не допустить озлобления обывателя, который уже находится в новой реальности. И из уст в уста разносили радостную весть от стола к столу: можно за час зарегистрироваться в качестве самозанятого в Госуслугах, заплатить налог (4% при работе с физлицами и 6% если у партнера юридическое лицо) через интернет так же легко, как очистить груши. И даже не надо никуда идти.
В 2022 году количество самозанятых увеличилось в 1,7 раза, их совокупный доход составил 125,8 млрд рублей. Опросы кадровых агентств полны оптимизма: до 70% россиян готовы попробовать себя в новой роли работы «на себя». И это не только студенты, молодые мамы и фрилансеры, которым нужна подработка, но и те, кому новый формат заменил основную работу. Самозанятый обычно сам выбирает подходящее время и место, не зависит напрямую от начальства и получает деньги потом. А не зарплата за этот месяц в конце следующего.
Появились и сервисы безопасных транзакций — теперь можно не бояться, что вас кинут на контракт «с вашего словеса». Количество самозанятых, зарегистрированных на таких платформах, растет примерно на 10% каждый месяц. Это неудивительно: во многих государственных учреждениях, где необходимо постоянно повышать заработную плату, людей переводят на работу по совместительству или на 0,5 ставки. И он более готов заняться самозанятостью. Без статуса они также менее охотно устраиваются на работу с частичной занятостью. Нет, документально оформлять наем бригады на ремонт квартиры, конечно же, некому. А вот «для самозанятых», скорее всего, их спросят при найме на производство в «третью смену».
Да, среди самозанятых довольно много рабочих специалистов, о которых еще недавно можно было думать только как о штатных должностях: инженеры, токари, кадровики. Еще 10 лет назад промышленнику показалось бы полным бардаком, если бы на конвейере должен был идти вольный рабочий, которого нельзя лишить премии или выговорить «с проходом». Но времена меняются.
Среди основных преимуществ работы с самозанятыми менеджер рекрутинговой площадки Игорь Знак называет разнообразие форм договоров: «Это упрощает работу с документами в электронном виде. С самозанятыми легче начать работать, с ними проще прекратить работу — это не трудовые отношения, которые требуют прекращения и сильно отягощают кадровый учет. Кроме того, их привлекает очень простая регистрация, отсутствие отчетов, отсутствие необходимости пользоваться кассовым аппаратом и, самое главное, низкие налоговые ставки. «Условия настолько лояльные, что отказ легализовать под них свой бизнес — это уже не боязнь трудностей, а заведомо теневой бизнес», — говорит налоговый консультант Вера Сиренко.
Многих, конечно, смущает, что власти называют налог в размере 4-6% для самозанятых «особым налоговым режимом». То есть подразумевается, что «нормальный» режим они хотели бы видеть по-другому, более бурно. Кроме того, самозанятый не может иметь наемных работников, все товары и услуги должны быть только собственного производства, а доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Вы не можете торговать акцизными товарами или добывать полезные ископаемые. Тем не менее, вы можете отказаться от подписки в любое время.
Благополучные регионы позволяют себе продвигать программы поддержки самозанятых. Например, в Московской области их около 400 тысяч. По словам министра инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерины Зиновьевой, они могут получить кредит до 500 тысяч рублей на срок до 3 лет с процентной ставкой 9% годовых. Они могут получить гранты для доступа к торговым площадкам и даже платить 90% арендной платы за коворкинг-пространство.
Однако «особый режим» для самозанятых объясняется не столько щедростью, сколько проблемами властей. Гражданам как бы говорят: не верьте нам, кормите и обслуживайте сами. Нам не до вас и ваших денег. Но на это необходимо обратить внимание, чтобы вы не забыли о нашем существовании.
Источник: argumenti.ru