То, о чем мы сегодня поговорим, может шокировать. С другой стороны, хорошо видно, какой совершенно гигантский промышленный и экономический потенциал застыл в нашей стране и что будет, если мы введем в действие всего несколько концепций, которых пока не замечают. К счастью для нас, они были замечены и будут представлены правительству членами специальной комиссии Российской академии наук, созданной по поручению президента Российской академии наук Геннадия Яковлевича Красникова. В Российской академии наук предложили первым рассказать об этом АН, что мы и с радостью делаем. Самое главное в рекомендациях Российской академии наук – это совершенствование нашей налоговой системы.
Да, мы по праву гордимся этим. Чего стоит совершенно уникальный подоходный налог, которого больше нигде нет — 13%! Но в мире, как оказалось, есть и другие сияющие вершины. Они будут обсуждаться.
Начнем с фразы, произнесенной президентом России Владимиром Владимировичем Путиным на недавней встрече с китайским лидером Си Цзиньпином. При обращении 20 марта он сказал: «За последние годы Китай сделал огромный шаг вперед в своем развитии. Во всем мире это вызывает неподдельный интерес, и мы вам даже немного завидуем».
Попробуем учесть некоторые факты, которые мог иметь в виду наш президент.
В 1991 г. ВВП России составлял 496 млрд долларов, что составляло 3,4% мирового ВВП, а ВВП Китая — 415,6 млрд долларов.
К 2021 году ВВП России увеличился более чем в три раза и составил 1,77 трлн долларов. Это 1,7% мирового ВВП. За тот же период ВВП Китая вырос в 40 раз до 17,5 трлн долларов. Это 17,9% мирового ВВП. В результате Китай уже обогнал Россию в 2020 году по ВВП на душу населения.
Два слова о роли России в китайской экономике. В 2021 году импорт из России составил 68 млрд долларов, или 2,5% от общего объема импорта Китая, который составляет 2,7 трлн долларов. Экспорт в Россию — 72,7 млрд долларов, или 2,16% от общего объема экспорта Китая в размере 3,36 трлн долларов. Для справки: в 2022 году импорт Китая из США составил 153,84 млрд долларов, а экспорт Китая в США — 536,75 млрд долларов. Объем торговли между США и Китаем в 2022 году даже обновил исторический рекорд.
А теперь перейдем к главному шоку — почему Китай за тридцать лет вырос как на дрожжах? Так что — вы не поверите, но стремительный рост ВВП Китая в последние годы во многом предопределил налоговую систему и низкие процентные ставки по кредитам.
Например, в Китае доход до 5 тыс юаней/мес не облагается подоходным налогом и социальными отчислениями. (при курсе на 21 марта 2023 г это примерно 50 тыс руб./мес.). Если бы в России 50 000 рублей в месяц не облагались подоходным налогом, то 72% работников были бы освобождены от него. По состоянию на 1 декабря 2018 года только 2% китайцев платят подоходный налог, и правительство хочет поднять эту цифру до 15%.
И что еще более важно, в Китае действует прогрессивная ставка подоходного налога с максимальной ставкой 45% и ставка по кредиту 2,75%. У нас подоходный налог для всех — 13%, НДС — 20%, ставка по кредитам намного выше 2% в год. Конечно, не считая особых правил для ряда предприятий в рамках ОМС.
Теперь новый шок! Посмотрим, что принесет России китайское налогообложение доходов. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2020 году в России было собрано НДФЛ на сумму 4,25 трлн рублей. При этом официально известно, что общее состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году увеличилось на 207 миллиардов долларов, т.е их официальный доход по курсу 1 доллар = 72,1 рубля составил в 2020 году 14,9 трлн рублей. 45% подоходного налога с этого дохода, как и в Китае, бюджет получит 6,7 трлн руб. Сравните — «по-нашему» 4,25 трлн и по-китайски — 6,7 трлн. То есть вполне можно ввести необлагаемый налогом доход в 50 тысяч рублей в месяц, как в Китае. Тогда наши 72% сотрудников можно смело освобождать от уплаты подоходного налога. Разница в 2,5 трлн рублей пойдет на дополнительные доходы населения, в основном на увеличение спроса. А это означает стимулирование промышленности. Именно таких инвестиций мы и ищем по всему миру.
Понятно, что это не в Китае. А то, что наш капитализм существенно отличается от построенного в развитых странах, тому пример Китай берет.
Основой существования капитализма в этих странах является система, основанная на мелкой и средней собственности. Главной фигурой в данном случае является предприниматель, мотивы которого предсказуемы и очевидны.
В России их всего 23% в валовом внутреннем продукте — ВВП — это 6 млн компаний. В США более чем в два раза больше — 53% ВВП и 23 млн предприятий. В Японии — 55% ВВП, в Китае — 60% ВВП и 18 млн компаний. А в ЕС — аж 75% ВВП приходится на МСП — их в ЕС 22 млн против наших 6 млн.
Вы представляете, какой гигантский потенциал у нас есть с нашими ресурсами, территориями, пашнями и вообще всем, что только можно придумать!
В нашей стране, похоже, была заложена модель южнокорейского государственного капитализма. Это когда производственный процесс сосредоточен в нескольких компаниях-гигантах, контролируемых государством. Такие, как всем известный Samsung. В Южной Корее эта модель работает как часы. Примечание — только в Южной Корее, но не в ЕС, Японии, США или Китае. Но это модель, которую мы все еще пробуем. Прошло уже 15 лет.
По данным Российской академии наук, с накоплением богатства в компаниях меняется характер мышления. Менеджеры-менеджеры становятся главными действующими лицами в бизнесе. Но у менеджера совершенно иные качества, чем у предпринимателя, и вместо стремления к новаторству, риску и самостоятельности мы видим осторожность, стремление к продвижению по службе, к последовательности в принятии решений на всех уровнях. И само поведение менеджера не имеет ничего общего с поведением предпринимателя. Классический пример — Чубайс. Он ограбил «Роснано» и сбежал в Турцию. Но нашлось немало людей, которые предлагали Чубайсу внедрить изобретения мирового значения. Те же дроны 10-летней давности. А Чубайс оказался даже не менеджером, а чем-то совершенно неприличным, он их даже слушать не хотел.
В результате гражданский сектор нашей экономики развивается крайне медленно. Об этом регулярно говорят Владимир Соловьев, Евгений Сатановский, заместитель Председателя Государственной Думы Александр Бабаков и многие-многие другие в своих программах на государственном радио и телевидении. Причина их замешательства вот в чем.
В 2021 году объем промышленного производства в России по сравнению с уровнем 1991 года составил 106,06%, а ВВП — 130,51%. То есть за 31 год среднегодовой рост промышленного производства в России составил 0,2%, а рост ВВП — 1,0%.
Продолжим официальную статистику специальной комиссии, созданной по решению президента Российской академии наук, академика Геннадия Красникова. По состоянию на 1 января 2017 года количество средних и крупных предприятий и организаций составляло 52 тысячи. Многие из них не загружались до СВО из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования производственных мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составил около 60 %, в том числе в отрасли «Машиностроение и производство оборудования» — 35 %, «Электротехника и приборостроение» — 34 %, «Автомобилестроение» — 38%.
Объем производства в натуральном выражении увеличился в десять раз. Например, в 1990 г в России было произведено 214,0 тыс тракторов, а в 2021 г. — 7,5 тыс., или 3,6% к уровню 1990 г.; В 1990 г произведено 65,7 тыс зерноуборочных комбайнов, в 2021 г. — 6,8 тыс., или 10,4% к уровню 1990 г.; производство станков по сравнению с 1990 г составило ок. 6%.
Понятно, что много лет дешевле и удобнее было покупать импортные тракторы и станки. Но сегодня этот процесс нами не остановлен — покупать тракторы через третьи страны стало дорого и опасно — останетесь без запчастей. Так что пора смотреть на Китай, но не в смысле покупки китайских тракторов и станков, а в смысле перевода экономики на те правила, которые были показаны как в Китае, так и во многих экономически развитых странах.
До сих пор недостатки российской экономической системы, в том числе налоговой, компенсировались высокими ценами на нефть. Но год назад все быстро изменилось. И непринятие срочных мер может привести к нежелательным последствиям.
Вернемся к налогам. Мы уже говорили о китайских налогах. Давайте сравним наши налоги и налоги США.
Там, как и в Китае, шкала подоходного налога прогрессивная, а не плоская, как у нас. При этом в США доход около 1000 долларов в месяц не облагается налогом. Это более 70 тысяч рублей на наши деньги. Максимальная ставка подоходного налога составляет 37%, из которых отчисления на социальное страхование составляют 13,3%. Налога с продаж нет (у нас 20%), хотя есть налог с продаж — в каждом штате свой. Налога на имущество организаций нет (у нас 2,2%). Так что в США налоги в основном берут с богатых. Сбор подоходного налога составляет 45% доходов всего государственного бюджета США. В нашей стране это всего 10% доходов консолидированного бюджета. В результате в 2018 году 77 миллионов американцев, или 44% трудоспособного населения страны, были освобождены от уплаты федерального подоходного налога. Вот что значит брать налоги с богатых, просто лишая их возможности каждый год покупать яхту за полмиллиарда долларов или футбольный клуб в Великобритании или Монако. Если вы не хотите платить огромные налоги, жертвуйте университетам, музеям, стройте новые предприятия. И жертвовать миллиарды, и строить. То есть они заменяют правительство вне зависимости от того, куда оно тратит свои налоговые деньги.
Заканчивая обзор рекомендаций специальной комиссии РАН, можно смело и с надеждой сказать, что от качества налоговой системы зависит уровень экономического развития, объем государственных доходов и наше благосостояние. И опыт Китая лучшее тому подтверждение.
Статья подготовлена по материалам членов комиссии РАН: Нигматулина Р.И., академика, члена Президиума РАН; Кашин В.А., доктор экономических наук, государственный советник налоговой службы II ранга; Абрамов М.Д., кандидат экономических наук, почетный профессор Московского налогового института.
Источник: argumenti.ru